Какие аналоги смазки циатим 221?

Для многих автолюбителей выбор смазочного материала для обслуживания своего автомобиля стоит достаточно остро. Это вполне понятно, если учесть, что всем хочется иметь под рукой универсальную смазку, пригодную для обслуживания большинства узлов автомобиля в любых погодных условиях.

Рассмотрим состав, характеристики и особенности смазки ЦИАТИМ-221, которая, согласно ГОСТ, предназначена для смазывания узлов трения и сопряженных поверхностей «металл-металл», а также «металл-резина». Это поможет определить область ее практического эффективного применения или подобрать аналогичные материалы.

Характеристики

Смазка ЦИАТИМ 221: характеристики, применение на автомобиле, аналоги

Температурные характеристики ЦИАТИМ 221 обеспечивают ее применение при  температурах от -60 до +150 °C. И если по верхней границе температурного диапазона (+150 °C) на сегодняшний день у нее есть достаточно много аналогов, то по морозостойкости (-60 °C) конкурентов практически не имеется.

Антиокислительные присадки в составе ЦИАТИМ-221 не позволяют материалу быстро терять свои свойства под воздействием атмосферного кислорода и высоких температур.

Недостатки и преимущества

Основные преимущества и недостатки определяются составом и особенностями производства смазки. Важно понимать, что смазка ЦИАТИМ-221 была разработана еще в XX веке на основе имеющихся в то время технологий и материалов.

Вполне естественно, что, несмотря на ее многочисленные достоинства, этот материал не имеет мифического всемогущества. Поэтому, в первую очередь, обратим внимание на минусы и ограничения этого состава, а затем рассмотрим его достоинства.

Основные минусы:

  • Основным недостатком смазки является ее невысокая по сравнению с традиционными материалами, несущая способность, определяемая применяемым для основы силиконовым базовым маслом
  • Низкие противоизносные свойства
  • Кремнийорганические жидкости неэффективно работают в трибологической системе «металл-металл», так как не образуют на поверхности трения прочную смазочную пленку, защищающую от износа. В результате силиконовые смазки не предназначены для высоких нагрузок и проявляют смазочный эффект только при высоких скоростях скольжения, когда реализуется режим гидродинамической смазки.
  • Использование кальциевого загустителя делает смазку очень гигроскопичной. Несмотря на водостойкость и способность работать в воде, она хорошо впитывает влагу из атмосферного воздуха. При этом уровень рабочих свойств значительно снижается. Простой кальциевый загуститель считается устаревшим и в составе современных смазочных материалов практически не используется.

Преимущества:

  • ЦИАТИМ 221 работает при очень высоких скоростях вращения подшипников
  • Химическая инертность делает смазку совместимой с пластмассами и эластомерами
  • Смазка характеризуется малой испаряемостью, поэтому может работать в вакууме
  • Смазка ЦИАТИМ-221 малоактивна и безвредна для организма человека, не раздражает кожу и слизистые оболочки

Смазка является морозостойкой и термостойкой. Она может работать как в условиях Крайнего Севера, так и в жарких климатических зонах, применяться в высокотемпературном оборудовании. Силиконовые смазки химически инертны. Они не оказывают разрушающего действия на резиновые и пластмассовые детали.

Одним из особых свойств, которые делают ЦИАТИМ-221 особенно востребованным материалом, является сохранение низкой эффективной вязкости при значительных отрицательных температурах. Это позволяет использовать смазку в высокоскоростных подшипниках и точных приборах при температуре до -60 °C.

ЦИАТИМ-221 не содержит воды и не растворяется в воде, сохраняет свои свойства в кипящей воде. Но, в то же время, он очень гигроскопичен, поэтому хорошо впитывает влагу из атмосферы. При этом смазка уплотняется и перестает быть эффективной при низких температурах.

Из-за высокой гигроскопичности смазку надо хранить только в герметичной плотно закрытой заводской таре. В таких условиях свойства материала способны сохраняться в течение нескольких десятков лет.

Замечательной особенностью является то, что даже после полного расплавления при нагревании и последующего охлаждения ЦИАТИМ-221 полностью восстанавливает свои первоначальные свойства.

Современные технологии и появление новых материалов позволило отечественным производителям создать пластичную морозостойкую смазку EFELE SG-311, которая обладает более высоким уровнем рабочих свойств при низких температурах, но лишена перечисленных недостатков. Купить ее можно здесь. Более подробно поговорим об этой смазке в статье ниже.

Применение ЦИАТИМ 221

Считается, что жесткие нормы и тщательный контроль качества, который в те годы проходил каждый выпускаемый продукт, обеспечивал ему неизменно высокое качество. Это в полной мере относится к пластичной ЦИАТИМ 221.

Само название смазки ЦИАТИМ (Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел) связывает в сознании многих автовладельцев этот продукт с авиационно-космическими технологиями. Многие из них считают, что эта чудо-смазка не имеет аналогов, а область ее применения поистине безгранична. Но так ли это на самом деле?

Технические характеристики смазки ЦИАТИМ-221 говорят о ее невысокой несущей способности и неэффективной работе в паре металл-металл. По этой причине материал имеет ограниченную область применения. Однако в области эксплуатации оборудования при низких температурах и высоких скоростей вращения ЦИАТИМ-221 имеет мало конкурентов.

Примеры типичных применений:

  • Подшипники электромашин с частотой вращения до 10000 об/мин
  • Высокоскоростные измерительные приборы и системы управления
  • Агрегатные подшипники летательных аппаратов
  • Узлы трения и сопряжённые поверхности «металл-резина»
  • Узлы оборудования, работающие в вакууме
  • Ненагруженные узлы уличного оборудования, работающего при низких температурах
  • Работа при температуре до -60 °C и низкая испаряемость в разряженной атмосфере (вакууме) уже в течение многих лет позволяют сервисным службам смазывать авиационные узлы этой смазкой

Что лучше – Литол 24 или ЦИАТИМ-221?

Смазка ЦИАТИМ 221: характеристики, применение на автомобиле, аналоги

Хотя Литол-24 и ЦИАТИМ-221 относятся к пластичным смазкам, но они изначально создавались для разных целей. Литол разрабатывался как универсальная смазка для обычных условий применения, а ЦИАТИМ – как специальная термо- и морозостойкая смазка.

Первый из материалов изготовлен на минеральном масле и эффективен в диапазоне средних нагрузок и скоростей, зато может воспринимать значительные нагрузки. Синтетическая силиконовая смазка ЦИАТИМ-221 значительных нагрузок не выдерживает, зато применяется в быстроходных подшипниках.

ЛИТОЛ-24 отлично работает в паре трения металл-металл, но агрессивен по отношению к пластикам и резинам. ЦИАТИМ – инертен к полимерам и эластомерам, но в чисто металлической паре трения работать не может.

Словом – это совершенно разные продукты со своими плюсами и минусами. И у каждого из них своя область применения.

Таким образом, при выборе ЦИАТИМ-221 в качестве смазочного материала для своего автомобиля нужно четко понимать, где она будет наиболее эффективной, а где не справится с условиями эксплуатации.

Этот состав в качестве универсальной смазки использовать нельзя – для нагруженных узлов или пар трения металл-металл лучше использовать другие, более современные смазки.

Источник: https://mirsmazok.ru/plastichnye-smazki/kharakteristiki-oblast-primeneniya-i-analogi-smazki-tsiatim-221/

Особенности применения смазки «Циатим 221». Аналоги

От качества применяемых смазочных материалов зависит продолжительность эксплуатации различных агрегатов. Чтобы максимально уменьшить процесс трения между металлическими деталями можно использовать не только масла, но и пластичные составы.

Существует огромное количество подобных материалов, но для людей, которые предпочитают использовать продукцию отечественного производства наилучшим решением будет приобретение смазки «Циатим 221».

О характеристиках и применении «Циатим 221», а также за какое количество российских рублей можно приобрести этот товар будет рассказано далее.

Характеристики

Основным преимуществом смазки «Циатим 221», перед другими пластичными составами, заключается в возможности использования её при жёстких температурных условиях. Вещество сохраняет физические свойства при +150 градусах.

Если необходимо обработать механизмы находящиеся на морозе, то состав может быть использован при температуре до минус 60 градусов. Высокая универсальность этого материала достигается за счёт правильно подобранных веществ входящих в состав «Циатим 221». Для производства смеси применяются следующие ингредиенты:

  1. Силиконовое масло.
  2. Кальциевое мыло.
  3. Антиокислительные присадки.
Читайте также:  Где используются депрессорные присадки?

«Циатим 221» не содержит воды, но при хранении в открытой ёмкости поглощает её из воздуха. Чтобы предотвратить этот процесс запрещается оставлять открытыми ёмкости со смазкой, а также использовать её для обработки механизмов и машин, работающих в условии повышенной влажности.

Смазка ЦИАТИМ 221: характеристики, применение на автомобиле, аналоги

Смазка может быть применена для снижения трения при работе металлических деталей, но особенно эффективна при использовании в узлах, где происходит соприкосновение трущихся металлических и резиновых поверхностей.

Благодаря отсутствию в составе продуктов нефтепереработки и наличию антиокислительных присадок удаётся добиться максимального срока эксплуатации сальников и манжет подшипников.

Недостатки

Смазка ЦИАТИМ 221: характеристики, применение на автомобиле, аналоги

Основным недостатком смазки «Циатим 221» является высокая гигроскопичность продукта. Если применение материала будет производиться в условиях пониженных температур, то ранее впитанная влага кристаллизуется и антифрикционные свойства будут резко снижены.

Несмотря на возможность использования «Циатим 221» в механизмах с высокой скоростью вращения, оптимальным будет применение этого вида пластичных материалов только в парах трения металл-резина и металл-пластик. Подшипники скольжения, работающие при высоких скоростях, лучше смазать составами, предназначенными для работы в подобных условиях.

Применение

Наиболее часто этот вид смазки применяется в подшипниках качения электрических машин. Также можно использовать «Циатим 221» для обработки валов имеющих специальные резиновые манжеты, которые предохраняют механизм от попадания пыли.

Отлично подходит пластичный состав для механических рулевых реек легковых автомобилей и шаровых опор.

Циатим 221F

Смазка ЦИАТИМ 221: характеристики, применение на автомобиле, аналоги

Смазка «Циатим 221F» является улучшенной версией «Циатим 221», основное отличие которой заключается в неспособности поглощать влагу из воздуха. Благодаря отсутствию гигроскопичности «Циатим 221F» может быть успешно применен для смазки агрегатов, работающих в условиях высокой влажности.

Имеются также и существенные отличия в составе пластичных материалов. «Циатим 221F» содержит ультрадисперсный политетрафторэтилен, который позволяет существенно увеличить противоизносные свойства смазочного материала.

Также увеличена термостойкость и устойчивость к агрессивным средам, что позволяет значительно расширить область применение усовершенствованного пластичного состава.

Отличие «Циатим 221» от «Циатим 201» и стоимость

Основная разница Циатим 201 и 221 заключается в составе смазочных материалов. «Циатим 201» содержит продукты переработки нефти, поэтому существенно снижена максимальная рабочая температура, при которой можно будет использовать данный состав. Также не рекомендуется использовать этот вид смазочного материала для обработки резиновых деталей.

Во всех остальных случаях материалы могут быть взаимозаменяемыми, в том числе, когда необходимо использовать смазку при очень низкой температуре воздуха.

Кроме перечисленных различий материалы существенно отличаются в стоимости. Цена «Циатим 221», как правило, в 4 – 5 раз выше чем «Циатим 201». На российском рынке «Циатим 221» можно купить за 800 руб/кг.

Аналоги «Циатим 221»

Смазка ЦИАТИМ 221: характеристики, применение на автомобиле, аналоги

Если по каким-либо причинам не удаётся приобрести оригинальную марку, то можно использовать следующие аналоги:

  1. HUSKEY 350 Silicone Grease – высокотемпературная силиконовая смазка, которая может применяться как заменитель «Циатим 221» и «Циатим 221F». Максимальная температура, при которой не происходит заметного снижения противозадирных и антифрикционных качеств, лежит в диапазоне от минус 50 до + 300 градусов.
  2. AeroShell Grease 15 – силиконовая смазка работающая при температуре от -73 до +232 градусов. Отлично подходит для использования в подшипниках качения работающих при невысоких скоростных нагрузках.

Современные аналоги «Циатим 221» немного дороже, но благодаря более широкому температурному диапазону и улучшенному составу применяемых присадок позволяют добиться существенного увеличения эксплуатационного ресурса обрабатываемых деталей.

Заключение

Отзывы о смазке «Циатим 221» уже более полувека только положительные. Благодаря относительно невысокой стоимости и отличным эксплуатационным качествам этот вид смазочного материала ещё долгое время будет использоваться по назначению. Но если возникла необходимость в применении более совершенных составов, то можно использовать любой из аналогов представленный в этой статье.

Источник: http://avto-i-avto.ru/gsm-avto/ciatim-221-primenenie.html

Смазка Циатим 221

Смазка ЦИАТИМ 221: характеристики, применение на автомобиле, аналоги

Смазка ЦИАТИМ 221 не потеряла своей актуальности в современном машиностроении благодаря характеристикам. За довольно длинный период эксплуатации о ней сложилось не мало мифов. Применение ЦИАТИМ 221 — отличается большим температурным диапазоном от -60°С до +150°С. Изобрел Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел.

Из-за ее происхождения существует мнение о том, что она применяется только для авиационных потребностей. На самом же деле область использования намного больше. Смазка полностью сделана по ГОСТ 9433-80.

Технические характеристики

Благодаря своим характеристикам ЦИАТИМ 221 может применяться при экстремальных температурах. При эксплуатации при минусовых температурах сильно не замерзает:

  • нижний предел температуры — 60 °С;
  • испаряемость при 150°С: до 2%;
  • коллоидная стабильность: 7%;
  • свободная щелочь: не больше 0,08%;
  • температура каплепадения: 200°С.

ЦИАТИМ 221 — не устойчива к коррозии.

Состав ЦИАТИМ 221:

  • Кремниевая органическая жидкость;
  • Загуститель – комплексное мыло;
  • Присадка от окиси.

Свойства

ЦИАТИМ 221 располагает свойствами, которые делали ее наилучшей для своего времени:

  • обладает качеством смазывания деталей при давлении 0,6 кПа;
  • не разводится в воде;
  • малая устойчивость к износу;
  • при поднятии температуры её свойства стабильны;
  • не меняются рабочие свойства при существенном понижении температуры;
  • ее применяют в отсутствии агрессивных паров;
  • сохраняет плотность при впитывании влаги;
  • инертна к резине и полимерам;
  • работает при разной температуре от -60°С до + 150°С;
  • сохраняет свое качество до 40 лет.

Применение

ЦИАТИМ 221 еще раз подчеркивает с какой тщательностью в нашей стране относятся разработчики к изготовлению товара для военной промышленности. В нем заранее закладывается огромный потенциал уникальных качеств.

ЦИАТИМ 221 используется для смазки подшипников. Достигается превосходная работа при частоте вращения до 10 000 оборотов в минуту.

Невероятно, ведь эта смазка изготавливалась сугубо для применения в авиации и разрабатывалась для 80-х годов прошлого века. Однако по истечении продолжительного времени она не потеряла своих способностей и остается конкурентной среди современной продукции.

В настоящее время она смазывает узлы новейших разработок техники.

Преимущества и недостатки ЦИАТИМ 221

Плюсы:

  • не разводится в воде;
  • остается стабильной при нагревании;
  • инертна к полимерам и резине;
  • используется круглый год;
  • сохраняет свои качества даже при давлении до 666,5 Па;
  • качественно осуществляет смазку узлов трения поверхностей;
  • обеспечивает стабильную работу механизмов;
  • смазка не является пожароопасной;
  • защищает оборудование от появления коррозии;
  • способна не терять своих качеств при правильном хранении до 40 лет.

Недостатки:

  • маленькая химическая стойкость — применение только с небольшими примесями агрессивных паров;
  • не рекомендуется для применения в больших механизмах.

Безопасность человеческого организма. ЦИАТИМ 221 безвредна для организма человека. Однако при ее использовании следует придерживаться следующих мер безопасности:

  • пользуйтесь перчатками;
  • тщательно мойте руки перед едой и курением.

Как уберечь себя от подделки

Для получения качественного товара необходимо его соответствие ГОСТу, выполнение требований:

  • 100% придерживаться требований ГОСТ;
  • тестировать характеристики во время всего производства.

Однако, есть производители ЦИАТИМ 221, которые пользуются неосведомленностью работников предприятий нашей промышленности. Они продают подделку. В качестве основы применяют очищенное нефтяное минеральное масло.

Другие, при помощи масел разбавляют смазку Литол-24 и продают ее под видом смазки ЦИАТИМ 221.

Читайте также:  Какие характеристики смазки для суппортов мс-1600?

Цена аналогов значительно ниже стоимости оригинала. Соответственно характеристики таких подделок не сравнимы с оригиналом. Это вредит отзывам о ЦИАТИМ 221 и ставит под угрозу эксплуатацию приборов. Во избежание финансовых потерь приобретать ее нужно только у лицензированных продавцов.

Особенности ЦИАТИМ 221

Достаточно высокая температура ее применения, достигающая +150°С. И холодный предел — 60°С.

Инертна к полимерам и пластику, применяется в узлах с резиной, пластиком и металлом.

ЦИАТИМ 221 используется в самой разнообразной технике, где предусмотрены большие обороты. Благодаря своим качествам она подходит для применения в вакууме.

Актуальность в наше время

Несмотря на то, что указанная смазка была изготовлена еще в прошлом веке, последняя ее модификация произведена в 1980 году — она остается актуальной в наши дни.

Ко всему вышеперечисленному применению ее удачно используют в качестве масла при смазывании вентиляторов охлаждения современных компьютеров. Это позволяет гарантировать долгую и бесперебойную эксплуатацию таких мелких и деликатных деталей.

Данный факт лишний раз подтверждает дальновидность изобретателей смазки ЦИАТИМ 221, заложенные в ней высокие требования к рабочим характеристикам оригинального качественного продукта.

Производится в алюминиевых бочонках объемом от 40 до 200 грамм. Для транспортировки продукт складывают в ящики.

Гарантия 5 лет.

Аналоги

При отсутствии ЦИАТИМ 221 её можно заменить следующими продуктами:

  1. ЦИАТИМ-221F это доработанная ЦИАТИМ 221. Добавили ультрадисперсный политетрафторэтилен. В результате перестала впитываться влага, стала больше рабочая температура, улучшились смазывающие качества. Температурный диапазон от -60 ºC до 150 ºC.
  2. HUSKEY 350 Silicone Grease

ЦИАТИМ 221 лучше ВНИИНП-242 и смазки 1-13. Благодаря большей температуре и качественным рабочим свойствам. Однако нужно знать, что обычные электрические машины не требуют такой дорогой и качественной смазки.

С момента изобретения данного продукта уже прошло более половины века, однако благодаря удивительным качествам он остается актуальным и в настоящее время. ЦИАТИМ 221 пользуется не только авиационная промышленность — она достаточно востребована и во многих сферах. Соответственно, продукт достаточно дорого стоит.

Будьте внимательны к предложениям со значительной скидкой — остерегайтесь подделок.

Источник: https://pomaslam.ru/ciatim-221.html

Смазка Циатим-221: характеристики и применение

Смазка ЦИАТИМ 221: характеристики, применение на автомобиле, аналоги

На рынке представлено множество смазочных материалов различных типов. Одной из самых распространенных смазок советского времени, обширно применяемой и в наши дни, является смазка Циатим-221. Далее рассмотрен состав, параметры, применение данного продукта.

Общие особенности

Изначально Циатим-221 создавалась для использования в авиационной технике, что подтверждается приспособленностью данной смазки к работе в разреженном воздухе и вакууме. Среди смазочных материалов общего назначения этот продукт относится к самым дорогим.

Состав

Отличие Циатим-221 от прочих смазок производителя заключается в кремнийорганической основе «132-24», составляющей до 88% объема.

В качестве загустителя, составляющего 10% объема, используется стеарат-ацетат кальция либо кальциевое мыло.

Оставшиеся 5% составляет антиокислительная присадка, улучшающая вязкость и адгезию, а также повышающая термоокислительную стабильность. Таким образом, по составу Циатим относится к кальциевым смазкам.

Нужно учитывать, что на рынке под данным названием представлены материалы другого состава. Как было сказано, состав Циатим-221 по ГОСТ 9433-80 строго регламентирован.

В дешевых аналогах в некоторых случаях в качестве основы применяют очищенное нефтяное масло. Другие представляют собой разбавленную маслом более дешевую смазку Литол-24. Естественно, по параметрам они полностью отличаются от оригинала.

Смазка ЦИАТИМ 221: характеристики, применение на автомобиле, аналоги

Общие свойства

Циатим-221 представлена мазеобразным, мягким, нетекучим составом с гладкой, однородной текстурой, наподобие вазелина, желтоватого, белого, светло-серого или светло-коричневого цветов. В этом она сходна с аналогами. Оттенок определяется типом присадок и не влияет на технические характеристики.

Испаряемость смазки составляет до 2% в час при 150 °С, а температура разжижения равна 200 °С. В случае кипячения свойства восстанавливаются при остывании. Диапазон рабочих температур составляет от -60 до 150 °С. Предел прочности составляет от 120 Па, чего достаточно для высокоскоростных узлов трения.

Циатим 221 выдерживает коррозионное воздействие. Возможность продолжительной работы и хранения обеспечена коллоидной стабильностью в 7%. Данный состав не взаимодействует с полимерами и резиной.

Она нерастворима в воде, однако избыточно гигроскопична, то есть меняет свойства при поглощении воды, в том числе сокращается устойчивость к низким температурам. Ввиду этого недопустимо хранение в негерметичной таре. Наиболее подходят для этого жестяные банки и алюминиевые тубы.

К тому же недопустимо химическое воздействие, в том числе в виде испарений. Параметры смазки сохраняются при максимальном остаточном давлении от 666,5 Па. При условии хранения в оригинальной таре гарантийный срок составляет 5 лет, но свойства сохраняются до 40 лет.

Смазка ЦИАТИМ 221: характеристики, применение на автомобиле, аналоги

Источник: https://stankiexpert.ru/spravochnik/pnevmatika/smazka-ciatim-221.html

Смазка ЦИАТИМ-221 ( ГОСТ 9433-80 ). Описание и особенности

Смазка ЦИАТИМ 221: характеристики, применение на автомобиле, аналоги

Смазка ЦИАТИМ-221 – одна из наиболее популярных смазок советского периода и сегодня на российских производственных предприятиях используется достаточно часто. За долгие годы производства данной смазки и общения с потребителями на местах, мы выяснили, что ЦИАТИМ-221, используются не всегда технически правильно. Поэтому основная задача статьи – рассказать о преимуществе смазки, раскрыть основные принципы подбора и правильного применения, развеять мифы и заблуждения.

Большинство домыслов основано на авиационном прошлом данного смазочного материала.

Достаточно вспомнить, откуда образовалось само название – аббревиатура обозначает «Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел» (ЦИАТИМ). В этом учреждении и разработали данный смазочный материал.

На сегодня данная аббревиатура ассоциируется у механиков с авиационно-космической отраслью. Однако реальная область применения смазки гораздо шире.

Наиболее востребованным параметром смазки ЦИАТИМ 221 является достаточно высокая температура применения продукта – до 150°С. Не менее важны и низкие значения эффективной вязкости при отрицательной температуре. Благодаря этой характеристике смазка с наступлением холодов не сильно загустевает и может эксплуатироваться даже до минус 60 °С.

Еще один существенный эксплуатационный показатель – это инертность к резинам и пластикам. Причина такого поведения смазки – кремнийорганическая жидкость в качестве масляной основы смазки.

Кремнийорганика широко применяется в таких парах трения, как «пластик + пластик», «металл + резина», «пластик + металл».

Правда есть и обратная сторона медали – кремнийорганическое масло обладает слабыми трибологическими свойствами, плохо разделяет высоконагруженные металлические пары трения и поэтому не рекомендуется при работе крупногабаритных подшипников.

Смазка ЦИАТИМ221 широко используется в различных видах специализированного оборудования, например, в криогенных и высокотемпературных аппаратах. Смазка идеально соответствует сложным условиям эксплуатации в вакууме. Поэтому она высоко востребована не только на промышленных производствах, но и при изготовлении точных приборов.

Стандарт ГОСТ 9433-80
Диапазон температур,ºС от -60ºС до +150ºС
Тип термостойкая смазка
Производство Россия
Гарантия 60 месяцев*
Сертификация ЕАС

Важно отметить тот факт, что большинство производителей ЦИАТИМ 221 делают ставку на неопытность сотрудников промышленных предприятий в вопросах качества смазки, и идут вслед за желанием потребителя снизить расходы на закупку. Это приводит к тому, что вместо кремнийорганического масла в качестве основы начинают применять очищенное нефтяное минеральное масло.

Некоторые заходят еще дальше и вместо изготовления уникальной в своем роде смазки ЦИАТИМ-221 просто разбавляют маслом достаточно дешёвую и популярную смазку Литол-24.

В итоге цена на конечный продукт действительно может быть очень низкой, но характеристики такого продукта конечно же не выдерживают никакой критики и не имеют никакого отношения к смазке ЦИАТИМ-221.

Читайте также:  Какое лучшее масло для гидравлических домкратов?

К сожалению, отсутствие на большинстве предприятий входного контроля смазочных материалов не позволяет потребителю узнать какую же смазку в реальности им поставили, и ставит под угрозу безаварийную эксплуатацию дорогостоящего оборудования и приборов.

Низкая цена на смазку ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80 должна вас насторожить. Подумайте во сколько реально вам может обойтись вроде бы дешевый продукт. Остается посоветовать покупать смазку ЦИАТИМ 221 только у надежных, положительно себя зарекомендовавших производителей.

Настоящего качества, соответствующего ГОСТ 9433-80, можно добиться только следуя всем пунктам очевидных правил:

  • использовать рецептуру утвержденную ГОСТ;
  • проверять технологические характеристики в современной испытательной лаборатории;
  • проверить и аттестовать каждую партию отделом технического контроля;
  • использовать труд высококвалифицированных сотрудников;

И напоследок, подытожим преимущества смазки ЦИАТИМ 221 из-за которых она имеет такую популярность:

  • Нерастворима в воде
  • Сохраняет рабочие свойства при кипячении.
  • Инертна к полимерам и резине
  • Всесезонное использование (-60С +150С)
  • Прекрасно работает даже при остаточном давлении до 666,5 Па.
  • Обладает высокой коллоидной, механической и антиокислительной стабильностью, благодаря чему может храниться без потери рабочих свойств в течение 40 лет.

Источник: https://vniism.ru/ciatim-221/

Смазка ЦИАТИМ-221. Назначение, особенности, современные аналоги

Настоящей статьёй начинается краткий цикл публикаций о специальных смазках номенклатуры ГОСТ, которые в силу широко наступающего рынка современных смазочных материалов утратили первоначальное значениеи используются не всегда технически грамотно.

Существует множество заблуждений, которые я постараюсьне столько разоблачить, сколько на их примерах пояснить принципы правильного подбора смазок. Ибо, как сказал Гельвеций, понимание принципов освобождает от запоминания бесчисленного множества частностей.

Итак, окутанный мифами о «крылатом» происхождении ЦИАТИМ-221, восприятие которого в сознании механиков зиждется на его аэрокосмическом назначении и довольно высокой цене, рассмотрим в техническом аспекте.

Несмотря на то, что даже аббревиатура ЦИАТИМ расшифровывается как Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел, а цена и авиационное предназначение выделяют 221-й на фоне большинства других смазок, это обстоятельство совсем не делает его лучшей смазкой на все случаи жизни. Напротив, область применения ЦИАТИМ-221 очень узка и специфична. И вот почему.

Проведём анализ достоинств и недостатков этой смазки на уровне физико-химических особенностей и эксплуатационных свойств.

Физико-химические особенности ЦИАТИМ-221 обусловлены его составом. А состоит эта смазка из кремнийорганической базовой жидкости, загущенной комплексным кальциевым мылом.

Особенности кремнийорганической жидкости определяют широчайший диапазон рабочих температур от минус 60°С (и много ниже), сохраняя работоспособность до +300°С. Это делает силиконовые смазочные материалы незаменимыми как в криогенном, так и высокотемпературном оборудовании.

А низкая испаряемость кремнийорганики допускает их использование в условиях вакуума. Не случайно 221-й это типичная смазка для аэрокосмической техники!

Однако не всё так просто, ведь загуститель, состоящий из комплексного кальциевого мыла, «приземляет» эту «крылатую» смазку за счет своих довольно ограниченных свойств. Действительно, температура каплепадения на уровне ~200°С определяет максимальную температуру использования не выше 150°С.

А посредственные низкотемпературные свойства загустителя делают эксплуатацию ЦИАТИМ-221 несколько неуверенной при температурах ниже минус 20-30°С. Компенсируется этот недостаток лишь очень низкой температурой застывания базовой жидкости.

Даже хорошая водостойкость загустителя нивелируется высокой гигроскопичностью, вследствие которой смазка, впитывая из окружающей среды влагу, уплотняется и изменяет изначальную консистенцию.

Сейчас сложно комментировать, почему ЦИАТИМ-221 настолько несбалансированный продукт, но с большой долей вероятности можно предположить, что технологии производства загустителей на рубеже 70-80 годов просто не позволяли создать что-то более уравновешенное. Последняя редакция государственного стандарта, регламентирующего производство ЦИАТИМ-221, датируется 1980 годом. Смазка производится по ГОСТ 9433-80 с 1980 года.

И всё-таки главные свойства смазки — её эксплуатационные свойства. Итак, эксплуатационные свойства ЦИАТИМ-221.

Важнейшей характеристикой ЦИАТИМ-221 выступает весьма низкая эффективная вязкость на уровне не более 800 Па·с при -50°С, определяющая применение в высокоскоростных узлах трения с частотой вращения до 10000 об/мин., а также минимальную рабочую температуру до -60°С.

Не менее существенной характеристикой 221-го является химическая инертность смазки по отношению к углеводородным полимерам и эластомерам. Принцип растворения подобного в подобном в отношении этих материалов не действует, так как кремнийорганика – соединение не углеводородное.

Это принципиальное свойство определяет область её применения в парах трения металл-резина, металл-пластик, пластик-пластик и т.п.

Однако ровно в такой же степени кремнийорганика противопоказана в парах трения металл-металл. Её трибологические характеристики в отношении металлов явно не достаточны и для стальных подшипников обычного оборудования ЦИАТИМ-221 не подходит.

Напомню, читатели, что трибология это наука о трении и физических явлениях, сопровождающих трение. В разрезе смазочных материалов нас интересуют непосредственно противоизносные и противозадирные свойства. Об этих свойствах силиконовых смазочных материалов поговорим подробнее.

Как было отмечено выше, кремнийорганические жидкости в силу своих физико-химических особенностей не образуют необходимую для эффективной защиты от износа пар трения металл-металл трибосистему, характерную для углеводородных масел.

Причем исправить это положение с помощью привычных трибологических присадок и добавок также невозможно, так как кремнийорганика не способна формировать разделяющую поверхности трения смазочную плёнку.

Этим и объясняется применение силиконовых смазочных материалов только при высоких скоростях скольжения (качения), при которых разделяющий слой формируетсяза счёт гидродинамического эффекта. При малых и средних скоростях силиконовые смазки не эффективны.

Механические нагрузки силиконовым смазкам также противопоказаны, так как опасны срывом гидродинамического клина и повреждением рабочих поверхностей.

Но в своей области смазка ЦИАТИМ-221 весьма востребована и в таких аппаратах, как высокоскоростные электрические машины, авиационные агрегаты, системы управления и приборы заменить её сложно. А поэтому производитель, не отказываясь от проверенного и востребованного рынком продукта, предлагает ЦИАТИМ-221 на основе уже современных достижений.

Если вы эксплуатируете высокоскоростные электрические машины или иное наземное оборудование, требующее смазки с высоким скоростным фактором и хорошими низкотемпературными свойствами, то идеальным решением для вас являются смазки на полиальфаолефиновых синтетических маслах, загущенные комплексно-литиевым загустителем.

Наиболее передовая по количеству инновационных смазок, выведенных на рынок России, компания АРГО предлагает для вас отлично зарекомендовавшую серию TermoSint.

За счет комплексно-литиевого загустителя смазки TermoSint работоспособны при температурах до +180ºС, а синтетическое (ПАО) базовое масло обеспечивает минимальную температуру применения до минус 60ºС. При этом достаточно высокие трибологические свойства смазки позволяют применять её даже в высоконагруженных подшипниках.

Вот один из продуктов этой серии для агрегатов, работающих при скоростях до 10000 об/мин – смазка TermoSint 15.

Показатель Метод TermoSint 15 EP2
Загуститель Lithium-Complex
Диапазон рабочих температур, ºС DIN 51825 -60..+130
Классификация смазок DIN 51502 КЕ2K-60
Цвет смазки Визуально Светло-бежевый
Класс консистенции NLGI DIN 51 818 2
Пенетрация 0,1 мм DIN ISO 2137 265-295
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с DIN 51562-1 15
Температура каплепадения,ºС DIN ISO 2176 240

Ценовая характеристика TermoSint 15 выгодно отличает эту смазку на фоне продуктов подобного класса, а также ЦИАТИМ-221.

Источник: http://tpgargo.ru/press-czentr/blog/smazka-cziatim-221.-naznachenie,-osobennosti,-sovremennyie-analogi

Ссылка на основную публикацию